Аналитический отчет о деятельности
школьной ПМПК.
1.
МОУ
В-Вознесенская СОШ
2.
Консилиум
организован в 2003 году.
Состав консилиума:
Филоненко
В.Ф. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Глазко
С.И. – учитель начальных классов
Гаврилятченко В.И. – учитель русского языка и литературы
Чеканенко
О.В. – учитель физики
3.
Увеличение детей,
нуждающихся в специальных условиях обучения, на наш взгляд связано:
а)
с падением материального уровня жизни большей части населения;
б)
ухудшение экологической обстановки;
в)
ухудшение состояния детей;
г)
повышение требований, предъявленных к учащимся;
д)
уменьшение времени для общения родителей с детьми, ослабление духовных связей
между членами семьи
4. Обобщённый анализ результатов
психолого-медико-педагогического обследования детей с проблемами в развитии.
За 2004-2005 учебный год было обследовано 3 человека.
У 1 ребенка выявлено локально поврежденное развитие (требуется уточнение
заключения в ПМПК с. Покровское). Рекомендована
коррекционная работа, основанная на нейропсихологическом подходе;
индивидуальная работа с учителями-предметниками.
У 2 учащихся ранее специалистами ПМПК была
диагностирована легкая умственная отсталость, у одного из них и
социализированное расстройство поведения. Им рекомендовано обучение
по программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида
для детей с нарушением интеллекта. В результате обследования
на школьном ПМПК, решено продолжать выполнение рекомендаций Неклиновского ПМПК.
Все три учащихся получали помощь от
педагогов-предметников МОУ В-Вознесенской СОШ. Однако программа коррекционной
работы выполняется не полностью ввиду отсутствия в школе логопеда, психолога, а
также из-за низкого материального обеспечения семей вышеназванных учащихся
(родители не имеют возможности показать своих детей врачам-специалистам,
провести куры лечения; свозить ребенка в с. Покровское
для обследования в ПМПК).
В течение 2004-2005 учебного года у 2 учащихся наблюдается некоторая положительная
динамика, у 1- отрицательная.
5. В деятельности психолого-медико-педагогического
сопровождения трудности возникали в разработке ИКРП.
6. Работа консилиума проводилась в тесном сообществе с
педагогами школы: учителями, классными руководителями в форме собеседований,
малых педсоветов, совещаний, где рассматривались вопросы учебной и
воспитательной деятельности учащихся, оговаривались, анализировались различные
проблемы, возникающие в процессе работы.
Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному
образовательному процессу деятельность. Она не подменяет собой обучение ребенка,
в том числе обучение детей с особыми образовательными потребностями, которое
тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое
сопровождение ребенка в образовательном процессе.
Свою работу школьная
ПМПк начинает после того, как учитель подал заявление
руководителю консилиума в устной или письменной форме, содержащее интуитивное
обследование проблемы ребенка. После этого создается профессиональная группа
учителей, которая проводит первичное диагностирование сложившейся ситуации или
проблемы ребенка. В ходе этой диагностической работы проводятся малые совещания
педагогов, работающих с этим ребенком, с целью определения природы проблемы,
методик исследования. Вырабатывается стратегия взаимодействия с этим ребенком.
Собирается информация о психологических особенностях ребенка, его соматическом
состоянии, социальной адаптации, учебной мотивации, уровня
учебно-познавательных возможностей, микроклимата жизни и развития ребенка в
семье.
Вся эта информация представляется на психолого-медико-педагогический консилиум, где составляется
обоснованное представление о характере имеющихся у ребенка проблем и путях их
преодоления. Намечается предстоящая работа и ответственные педагоги. Строится
соответствующая работа, исходя из конкретных условий. Подбираются
соответствующие программы, составляются тематические планирования,
контрольно-измерительные материалы. Идет поиск решений по вопросу создания
условий реализаций принятых планов в отношении данного ребенка. Проводятся
заседания комиссии, где обсуждаются результаты деятельности педагогического
коллектива школы с этим ребенком, отмечается динамика развития ребенка и
эффективность выбранных методов психолого-педагогической помощи.
В процессе работы с ребенком используется
индивидуальный подход. Вся деятельность учителя направлена на поддержку и
развитие того единичного, особого своеобразного, что заложено в нем от природы
или что он приобрел в индивидуальном опыте. Для исследования индивидуального подхода
осуществляется специальное изучение психологических особенностей конкретного
ребенка. При использовании индивидуального подхода мы предполагаем варьирование
элементов содержания Учебно-воспитательного процесса, его методов и
организационных форм. Всей этой работе предшествует изучение целостной личности
школьника (выявление его творческого своеобразия и пробелов в знаниях,
установление причин этих пробелов). Идет личностно-ориентированный подход в
воспитании и обучении этих детей с опорой на его сильные стороны, природные
склонности, способности и дарования.
Уделяем большое внимание отношениям,
которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности в школе и дома с
одноклассниками, учителями, родителями. Так как от этого зависит
психологическое состояние ребенка в школе и дома, его стремление к учебной
деятельности. Поэтому педколлектив старается
обеспечить для таких детей в образовательном процессе равные отношения со
сверстниками.
Педагогический коллектив старается создать
в школе среду, которая исключает возможность негативного влияния на ребенка.
Работая с родителями
таких деток подчеркиваем
важность позиции непосредственной, личностной причастности к проблемам ребенка
не только со стороны школы, но и родителей, их активной заинтересованности в
разрешении этих проблем, ответственности за судьбу ребенка. Анкетируется
внимание родителей на необходимость равноправных отношений с семьей в
воспитательной деятельности. Предполагаем активное включение родителей в
коррекционную работу с их детками, тогда это не удается, так как родители, в
силу своей педагогической неграмотности, самоустраняются от такого вида работы.
Работая с детками, каждый
родитель старается осуществлять принцип победности
учения в условиях преодоления посильных трудностей. А чтобы этого достичь необходима индивидуализация и дифференциация
педагогических методов, приемов и средств, исходя из индивидуального темпа,
характера усвоения учебного материала, ведущего типа восприятия учебной
информации.
Необходима
психологическая комфортность ребенка в ситуации учения, уверенности его в своих
силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упражнением в
преодолении посильных трудностей, воспитанием волевых усилий.
Каждый педагог
подчеркивает важность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в
его силы и возможности, акцентирует решающую роль благоприятных педагогических
условий для стимулирования и активизации психической деятельности.